23.05.2019 Москва

Организация коммерческого учёта электропотребления за счет сетевых компаний и гарантирующих поставщиков является логичным и своевременным решением, которое даст хороший импульс дальнейшему развитию и совершенствованию энергосбытовой деятельности, а также простимулирует отечественных производителей электротехнического оборудования и разработчиков программных продуктов. Мнение экспертов бизнес-направления «Управление приобретением электроэнергии» АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)».

 

До последнего времени ответственность за оборудование энергопринимающих устройств приборами учёта, своевременную передачу показаний приборов учёта гарантирующему поставщику и/или в сетевую организацию, соблюдение условий эксплуатации, а также расходы, связанные с установкой, заменой, проведением своевременной поверки, возлагались на потребителей электроэнергии. При этом в силу требований «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и иных нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, у потребителей было право выбора любого типа приборов учёта с необходимым классом точности и характеристиками, а также право выбора любой подрядной организации для установки или замены прибора учета.

Гарантирующие поставщики и сетевые организации в этом процессе участвовали только как согласующие и контролирующие лица и не устанавливали приборы для потребителей за счет собственных средств. Сетевые организации не могли понудить потребителя установить прибор учета определенного типа и интегрировать его в собственную АИИС КУЭ, а могли только выдавать соответствующие рекомендации.

В результате в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии сложилась проблемная ситуация:

потребители используют более 300 видов счётчиков разных поколений и производителей, и только 9 процентов всех счётчиков соответствуют современным требованиям автоматизации коммерческого учёта электроэнергии.

Учёт электроэнергии в России до сих пор не позволяет достоверно, полно и своевременно определять объёмы взаимных обязательств между участниками рынка электроэнергии, несмотря на высокую оснащённость потребителей приборами учёта электроэнергии – более 90 процентов. Существуют сложности с организацией информационного обмена между сетевой организацией и потребителем, когда у потребителя имеется собственная АИИС КУЭ. 

Очевидно, что без наведения порядка в системе учёта потребляемых энергоресурсов российским электроэнергетикам невозможно добиться повышения эффективности использования и учета электроэнергии, повышения платёжной дисциплины, автоматизации сбора данных приборов учета, а также внедрения в распределительных сетях современных умных систем. 

Важным шагом, направленным на принципиальное решение указанных задач, стали изменения в законодательные акты РФ, внесенные Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ.

С 01 июля 2020 года обязанность по оснащению энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии приборами учета переносится на гарантирующих поставщиков (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации (в отношении иных потребителей). При этом расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Расходы сетевой организации подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение.

Изменениями в законодательные акты РФ, внесенными Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ, также введено понятие «интеллектуальная система учёта электрической энергии (мощности) (ИСУ)», установлен минимальный набор функций ИСУ и определен срок – 01 января 2023 года, после которого субъекты электроэнергетики или потребители электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком или сетевой организацией доступа к минимальному набору функций ИСУ. Тем самым заданы ориентиры для создания новых и модернизации существующих систем коммерческого учета электрической энергии (мощности) на ближайшую перспективу. 

Минэнерго России уже опубликовало проект постановления Правительства РФ ID № 02/07/12-18/00087050 об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ и ведёт его согласование. Проект содержит перечень функций ИСУ и требования к ним, устанавливает требования к приборам учета, подлежащим включению в ИСУ, а также протоколам и форматам обмена информацией. С вступлением в силу новых требований существующие проблемы коммерческого учёта электроэнергии уйдут в прошлое.

В настоящее время сетевые компании и гарантирующие поставщики готовятся к выполнению новых требований. Так, компания «Россети» в рамках программы цифровизации энергетический сетей планирует в 2020-2022 гг. за свой счет установить почти 22 млн. приборов учета электроэнергии отечественного производства на границах балансовой принадлежности с потребителями.

По мнению экспертов бизнес-направления «Управление приобретением электроэнергии» АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)», организация коммерческого учёта электропотребления за счет сетевых компаний и гарантирующих поставщиков является логичным и своевременным решением, которое даст хороший импульс дальнейшему развитию и совершенствованию энергосбытовой деятельности, а также простимулирует отечественных производителей электротехнического оборудования и разработчиков программных продуктов.

Создание интеллектуальных систем учёта электроэнергии позволит в значительной степени снизить коммерческие потери электроэнергии, не связанные с технологическим процессом её передачи, снизить операционные затраты территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков электроэнергии, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить наблюдаемость электросетевого комплекса.

В конечном счёте, выполнение новых требований способствует повышению надёжности функционирования энергосистем и повышению качества обслуживания конечных потребителей электроэнергии, поскольку в электроэнергетике обязанность «взвешивать товар» становится обязанностью поставщика, а не клиента.

Но в то же время вызывает опасение возможный значительный рост тарифов на электроэнергию. Современные ИСУ стоят гораздо больше морально устаревших существующих приборов учета, что будет способствовать некоторому увеличению инвестиционных программ сетевых организаций и гарантирующих поставщиков. Отчасти компенсацией для потребителей станет освобождение от обязанностей по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию и последующей эксплуатации приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования.

А.В. Степанов, начальник Отдела сопровождения потребителей электроэнергии АО «НТЦ ЕЭС (МО)». 
Л.А. Кеткин, советник директора АО «СО ЕЭС»

 

 

Интернет приемная
Здесь Вы можете обратиться с вашим вопросом непосредственно к руководству компании

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Мы ответим Вам на указанный Email адресс в ближайшее время