11.10.2017. Деятельность территориальных сетевых организаций может стать лицензируемой

Лицензия       06.10.2017 на Всероссийском совещании по подготовке к отопительному сезону Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что Минэнерго России изучит целесообразность лицензирования территориальных сетевых организаций (ТСО). При лицензировании предлагается большее внимание уделять техническому состоянию электросетевых объектов.
       С 01.01.2017 многие ТСО утратили свой статус ввиду ужесточения критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 (с изм. от 17.10.2016 № 1056). В результате:
       ранее эксплуатируемые сети либо вовсе не обслуживаются, либо обслуживаются по остаточному принципу в связи с тем, что собственники несут прямые убытки от их содержания;
       активизировался рынок передачи сетей собственниками в аренду сетевым компаниям, не утратившим статус ТСО; при этом арендаторы не всегда справляются с обслуживанием арендованных электросетевых объектов, территориально рассредоточенных по региону.
       В конечном счете, обе тенденции отражаются на надежности и показателях аварийности функционирования регионального электросетевого хозяйства.
       По действующему законодательству присвоение статуса ТСО осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов путем проверки соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства установленным нормативным критериям отнесения к ТСО и последующего установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении компании.
       Введение лицензирования формализует и упорядочит процедуру проверки и подтверждения соответствия владельца объекта электросетевого хозяйства установленным нормативным критериям, а полномочия на выдачу лицензии будут предоставлены Минэнерго России и органам исполнительной власти субъектов РФ, реализующим государственную политику в сфере энергетики на территории региона. Таким образом, впервые появится механизм применения требований к ТСО, до настоящего времени отсутствующий.

03.10.2017. Комиссия по электроэнергетике РСПП предлагает изменить законодательство для минимизации использования нерыночных механизмов на ОРЭМ

РСПП       На заседании Комиссии по электроэнергетике РСПП, прошедшем 26.09.2017 в Москве, обсуждено влияние на современный рынок электроэнергии в РФ механизмов перекрестного субсидирования:
1) субсидирование тарифов электроэнергии для населения;
2) механизм «последней мили» и перераспределение НВВ между уровнями напряжения (группами потребителей) в электросетевом комплексе;
3) повышенная плата за мощность потребителями по фиксированному тарифу по долгосрочным договорам поставки мощности на оптовом рынке (ДПМ ТЭС, ДПМ АЭС/ГЭС, КОМ НГО);
4) межтерриториальное субсидирование Дальневосточного Федерального округа, строительства новых мощностей в Калининграде и Крыму;
5) межотраслевое субсидирование по договорам поставки мощности ВИЭ и переработки ТБО (мусоросжигающих ТЭС).
Наличие всех вышеперечисленных механизмов приводит к тому, что рыночная составляющая в цене на мощность стремится к нулю. По оценкам Ассоциации «НП Совет рынка», к 2022 – 2023 году при сохранении текущих тенденций 70% цены на мощность будет составлять «нерыночная» составляющая. На текущий момент доля мощности в оптовой цене на электроэнергию уже составляет порядка 45 % и продолжает расти.
По итогам заседания Председателем Комиссии Г.В. Березкиным предложено подготовить письмо в Правительство РФ с описанием сложившейся ситуации и с предложениями об изменении законодательства в части:
• закрепления величины субсидирования в отрасли с графиком поэтапного снижения данного объема по годам;
• перераспределения перекрестного субсидирования в пределах зафиксированного объема в случае введения субсидирования для новых потребителей или увеличения субсидирования для уже существующих;
• ограничения объемов физического электропотребления, на которые может быть распространено субсидирование.
Рост цены на мощностьОценки экспертов и аналитиков
По мнению Председателя Правления Ассоциации «Совет рынка» Максима Быстрова, стоимость мощности является основным «драйвером» роста цены оптового рынка. Стоимость «обычной» мощности, отобранной на КОМ «старой» генерации и генерации, работающей в вынужденных режимах, почти не меняется. Основной вклад в рост стоимости мощности вносят платежи за развитие новых секторов и территорий.
Руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова отмечает, что текущая ситуация «отчасти отражает сокращение бюджетных расходов и невозможность поддерживать социальные проекты за счет бюджета».
Директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев считает, что ситуация на рынке мощности идет «по классическому сценарию финансовой пирамиды из льгот, надбавок и перекрестного субсидирования», а база для их финансирования сокращается.

22.09.2017. В ближайшей перспективе «умные» электросчетчики станут обязательными

Smart Metering       С апреля 2017 года в Госдуме рассматривается законопроект о развитии интеллектуальных систем учета электроэнергии, который предполагает внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Минэнерго РФ рассчитывает, что первое чтение законопроекта может пройти уже в октябре 2017 года, а закон будет принят Госдумой к весне 2018 года.
       По законопроекту с определенного момента сетевые организации должны будут устанавливать у потребителей только новые «интеллектуальные» системы учета электроэнергии, причем делать это за счет собственных средств. Кроме определения интервальных объемов электропотребления «умные» счетчики будут выполнять много других функций.
       Внедрение систем Smart Metering позволит повысить качество учета потребляемой электроэнергии, автоматизирует процесс сбора, передачи и обработки коммерческой информации. Использование «умных» систем коммерческого учета в массовом порядке позволяет значительно снизить объем коммерческих потерь электросетевых компаний и, как следствие, уменьшить стоимость электрической энергии для добросовестных потребителей в части оплаты этих потерь.

11.08.2017. Потребителей основной части РФ ожидает резкий рост цен на мощность

Рост цен на мощность       НП «Совет рынка» проинформировал участников оптового рынка электроэнергии о резком росте цен на мощность в июле по сравнению с июнем для потребителей первой и второй ценовых зон (европейская часть России, Урал, Сибирь). В среднем по регионам такой рост в июле составит около 40 %. При этом рост итоговой (суммарной) цены на электрическую энергию и мощность в соответствующих регионах составит в июле по отношению к июню 7 %. Это связано с тем, что Правительство РФ утвердило трехлетний механизм снижения тарифов на электроэнергию в нескольких регионах Дальнего Востока до базового уровня 4 руб./кВт·ч для выравнивания тарифов в целом по стране.
       Подобная ситуация наметилась уже в начале года, когда рост цены на мощность в феврале к январю в первой ценовой зоне составил около 52 %, причиной этому был ввод новых АЭС и ГЭС. При этом средний рост суммарной цены на электрическую энергию и мощность для потребителей первой и второй ценовых зон во втором полугодии 2017 года составит 4 %.
       В последнее время правительство все чаще использует механизм дополнительной платы за мощность в качестве источника быстрого решения задач в генерации и выравнивания цен для потребителей. В таких условиях и с учетом доступности технологий в ближайшей перспективе выбор потребителей в пользу собственной малой генерации становится все более привлекательным в сравнении с централизованным энергоснабжением.


27.07.2017. Стимулирование развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с установленной мощностью до 15 кВт

ВИЭ       Правительство РФ одобрило план по стимулированию развития микрогенерации на основе ВИЭ: солнечных панелей и мини–ветряных установок. Реализация этого плана должна упростить процедуру размещения объектов микрогенерации ВИЭ, предоставить возможность их владельцам, в том числе частным, продавать излишки вырабатываемой электроэнергии в общую сеть по договорам с гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями.
      При этом предполагается исключить у физических лиц налоговые обязательства при продаже излишков электроэнергии, выработанной с использованием микрогенерации ВИЭ.
       Проект закона по стимулированию микрогенерации будет подготовлен к январю 2018 года совместно с ФАС, Минэнерго РФ и Минэкономразвития РФ. К апрелю 2018 года правительство должно подготовить проекты постановлений об упрощенном технологическом присоединении объектов микрогенерации к электрическим сетям и начале приобретения поставщиками электроэнергии у населения.
       Считается, что основной рост микрогенерации ВИЭ придется на изолированные энергосистемы, так как там ВИЭ–генерация в целом более эффективна традиционной в связи высокими ценами на дизельное топливо. В тоже время стоит отметить, что стоимость технологий, а также отсутствие преференций для возобновляемой микрогенерации являются серьезным препятствием для развития в России этого сегмента.


24.07.2017. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков будут регулироваться методом эталонных затрат

       Правительство РФ постановлением от 21 июля 2017 года № 863 утвердило изменения в ряд нормативных правовых актов в части совершенствования механизма установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии. Указанным постановлением вводятся новые понятия: эталон затрат гарантирующих поставщиков, эталонная выручка гарантирующих поставщиков, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующих поставщиков. Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика и его сбытовые надбавки будут рассчитываться с использованием метода сравнения аналогов (метода эталонных затрат). В целях доведения необходимой валовой выручки до эталонной предусматривается переходный период.
       Цель нововведений – стимулировать гарантирующих поставщиков к повышению эффективности в связи с тем, что в настоящее время у гарантирующих поставщиков отсутствуют стимулы в покупке электроэнергии дешевле, так как, покупая электроэнергию на оптовом рынке по высоким ценам, гарантирующие поставщики транслируют эти цены напрямую на потребителей.
       Предлагаемые изменения законодательства предполагают расчёт и установление сбытовых надбавок исходя из унифицированной величины затрат на точку поставки в формате коп. за кВт·ч, что должно привести к сглаживанию большой разницы в стоимости сбытовых услуги в регионах, которая сейчас достигает 10 раз. При этом, если гарантирующий поставщик будет сокращать свои затраты относительно эталона, он сможет оставлять у себя сэкономленные средства.
       Проект методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков методом эталонных затрат уже подготовлен. Установление сбытовых надбавок методом эталонных затрат будет осуществляться с 1 июля 2018 года.


11.07.2017. Возможное лицензирование энергосбытовой деятельности

       В Правительстве РФ и Государственной Думе прорабатывается законопроект, согласно которому в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» должны быть внесены изменения. Изменения связаны с лицензированием энергосбытовой деятельности.
       В рамках проработки законопроекта 6 июня 2017 года состоялась встреча Министра энергетики Российской Федерации Александр Новака с депутатами фракции «Единая Россия».  Встреча была организована в связи с поручением Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина тщательно проработать законопроект ко второму чтению, так как в первом чтении законопроект вызвал бурное обсуждение.
       Лицензирование энергосбытовой деятельности рассматривается в качестве одного из методов государственного регулирования рынков электроэнергии.
       Законопроект направлен на:
      - введение системы контроля над надлежащим выполнением энергосбытовыми компаниями своих обязанностей, в том числе по обеспечению качественного и своевременного обслуживания потребителей;
      - повышение платежной дисциплины энергосбытовых компаний перед остальными участниками оптового и розничных рынков электроэнергии;
      - исключение мошенничества энергосбытовых компаний;
      - дальнейшее развитие розничного рынка электрической энергии.
       По мнению министерства энергетики, функции лицензирования должны быть возложены на Федеральную антимонопольную службу. Разовая оплата госпошлины будет составлять от 30 до 50 тысяч рублей. При этом дополнительной нагрузки на потребителя в виде повышения тарифов на электроэнергию не предвидится.
      В случае если такой законопроект будет принят на рынке в большинстве своем останутся платежеспособные гарантирующие поставщики, а также крупные независимые энеросбытовые компании, способные конкурировать за счет установления минимального размера стоимости своих сбытовых услуг, а также предоставления клиентам стандартов обслуживания повышенного качества.


05.07.2017. Федеральная антимонопольная служба планирует развивать концепцию либерализации розничных рынков электроэнергии

       Федеральная антимонопольная служба опубликовала доклад о состоянии конкуренции на рынках электрической энергии и мощности в Российской Федерации в 2016 году. Из текста доклада следует, что ФАС характеризует розничные рынки электрической энергии во всех субъектах Российской Федерации как рынки с высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции, что  отрицательно сказывается на доступности электроэнергии для потребителей, приводит к завышению цен для нее, недостаточной надежности энергообеспечения, проблемам с платежной дисциплиной.
      Как следует из доклада, ФАС России выступает за совершенствование концепции развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии. Так, предлагаются такие изменения, как участие потребителей и энергосбытовых компаний на оптовом рынке по упрощенной схеме по единой группе точек поставки (далее – ГТП), зарегистрированной за гарантирующим поставщиком (ЕГТП), что приведет к либерализации розничного рынка, а именно:
      - расширению состава участников;
      - снижению монопольной силы ГП;
      - конкуренции за потребителя;
      - договорным условиям по ценам и качеству обслуживания;
      - быстрой смене сбытов.
      Таким образом, в случае реализации такой концепции у потребителей появится более широкий выбор поставщиков и условий приобретения электроэнергии и, как следствие, дополнительные возможности для экономии на энергоресурсе.


20.06.2017. Упрощение процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии

       Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. № 624 внесены большие изменения в порядок введения полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии.  Изменения вступят в силу с 1 сентября 2017 года.
       Изменения направлены прежде всего на защиту интересов поставщиков электрической энергии и сетевых организаций, а также повышение платежной дисциплины потребителей. Создан более понятный и четкий механизм взаимодействия заинтересованных лиц при введении ограничения.
       Произошли следующие ключевые изменения.
       1. Теперь в общем случае в отношении потребителя сразу вводится полное ограничение режима электропотребления. Ранее полное ограничение вводилось только спустя определенное время после частичного ограничения.
       2. Частичное ограничение может вводиться только в отношении:
       - потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, – до уровня соответственно технологической и (или) аварийной брони;
       - потребителей, не отнесенных к указанной категории, но имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, – до уровня технологической брони (ограничение до уровня аварийной брони не вводится, за исключением ограничения по причине возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов и для проведения ремонтных работ сетевой организацией). При этом потребитель уведомляется о введении ограничения режима электропотребления однократно.
       3. Гарантирующим поставщикам, энергосбытовым (энергоснабжающим) и сетевым организациям кроме классических способов предоставлены новые более удобные, мало затратные способы уведомления потребителей о предстоящем введении ограничения: смс-сообщения, сообщения на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату, посредством опубликования в периодическом печатном издании и на официальном сайте в сети интернет.
       4. Уточнены механизмы самостоятельного ограничения потребления электроэнергии, в том числе участия в нем сетевой организации (субисполнителя), обеспечения уровня электропотребления иных потребителей, подключенных к электрическим сетям через установки потребителя, а также контроля инициатора введения ограничения за его исполнением.
       5. Самостоятельное ограничение должно осуществляться с учетом сведений, содержащихся в соответствующем уведомлении, об установленном уровне, до которого потребитель / сетевая организация (субисполнитель) обязан сократить объем электропотребления. Контроль соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления осуществляется путем проверки показаний приборов учета, которыми оснащены энергопринимающие устройства потребителя.
       6. Для граждан – потребителей электроэнергии (за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению), ограничение потребления электроэнергии осуществляется в общем порядке. Ранее для указанных лиц устанавливался специальный порядок введения ограничения, который доставлял много сложностей для гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) и сетевых организаций.
       7. Регламентируется размер компенсации потребителем расходов инициатора, связанных с оплатой действий сетевой организации по введению ограничения режима потребления. Этот размер не может превышать 10 000 рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и 1 000 рублей для граждан – потребителей электрической энергии.
       Таким образом, новая процедура введения ограничения режима потребления электрической энергии будет отнимать у поставщиков и сетевых организаций гораздо меньше времени и ресурсов, а от потребителей требовать большей внимательности и ответственности.


05.06.2017. Сокращение объема оформляемых документов о  технологическом присоединении к электрическим сетям

       Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 № 542 внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Теперь количество документов, оформляемых в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, сократилось. Утратили силу формы следующих актов:
       - акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон; вместо этих актов оформляется единый документ: акт об осуществлении технологического присоединения;
       - акта осмотра (обследования) электроустановки; вместо него оформляется единый документ: акт о выполнении технических условий.
       Новые формы акта об осуществлении технологического присоединения и акта о выполнении технических условий включают в себя содержание всех утративших силу соответствующих актов.
       Кроме этого, новая форма акта об осуществлении технологического присоединения содержит также информацию об опосредованно присоединенных точках, чего раньше не было. Таким образом теперь все потребители независимо от способа присоединения их энергопринимающих устройств к сетям сетевой организации (непосредственно или опосредованно) должны определять границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по акту об осуществлении технологического присоединения, оформляемому с сетевой организацией.


22.05.2017. Ужесточение требований к владельцам объектов электросетевого хозяйства, желающим получить статус территориальной сетевой организации

       Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2016 № 1056 внесены изменения в критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее – Критерии).  С 1 января 2017 года Критерии стали еще более жесткими. Произошли следующие ключевые изменения в отношении владения электросетевыми объектами:
       1. Конкретно установлена количественная характеристика протяженности линий электропередачи (воздушных и (или) кабельных) не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.  Эта величина составляет 15 км.
       2. Линии электропередачи, указанные в п. 1, должны быть непосредственно связаны с трансформаторными подстанциями, учитываемыми при проверке на соответствие Критериям, у которых сумма номинальных мощностей силовых трансформаторов составляет не менее 10 МВ·А.
       3. Увеличен минимальный срок владения линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, указанными в п. 1, 2. Этот срок равен сроку долгосрочного периода регулирования сетевой организации. До этого срок владения составлял не менее 1 года.
       Очередное повышение требований к сетевым организациям, по всей вероятности, приведет к еще большему сокращению количества мелких, неэффективных сетевых организаций к началу 2018 года. Указанные сетевые организации уже сейчас вынуждены принимать решения и искать возможности для отчуждения принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства или, наоборот, приобретения, в том числе на правах аренды, дополнительных объектов электросетевого хозяйства.
       В таких условиях вариант расширения сетей мелких сетевых организаций за счет электросетевых объектов потребителей является наиболее очевидным. Это дает возможность крупным промышленным потребителям более широкого выбора арендаторов электросетевых объектов, предъявления к ним дополнительных требований и извлечения большей экономической выгоды.

Интернет приемная
Здесь Вы можете обратиться с вашим вопросом непосредственно к руководству компании

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Мы ответим Вам на указанный Email адресс в ближайшее время