Мы предлагаем

Переход на новую нормативную модель организации энергоснабжения групп промышленных потребителей на базе распределенной генерации – модель активного энергетического комплекса (АЭК).

АЭК - активный энергетический комплекс

Суть изменений


Активный энергетический комплекс – функционирующий в составе ЕЭС России объект по производству электрической энергии (электростанция) и энергопринимающие устройства промышленных предприятий и крупных коммерческих центров (далее – объекты активного энергетического комплекса), в отношении которых выполняются следующие условия:

а) только один из объектов АЭК имеет точку присоединения к электрическим сетям сетевой организации;

б) все объекты АЭК имеют между собой электрические связи через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие сетевой организации;

в) регулирование производства и потребления электрической энергии (мощности) в АЭК осуществляется с применением управляемого интеллектуального соединения (УИС) активного энергетического комплекса.


Каждый потребитель АЭК гарантирует не превышение потребления из электрической сети выше уровня индивидуально установленной величины Разрешенной мощности. Технически такие гарантии обеспечиваются настройками управляемого интеллектуального соединения (УИС) – программно-аппаратного комплекса, поддерживающего параметры перетока между АЭК и электрической сетью общего пользования.

Взамен на это добровольное ограничение потребитель получает возможность оплачивать ставку за содержание электрических сетей в пределах этой же величины Разрешенной мощности, но не больше своего фактического потребления.

Наиболее эффективно предлагаемая модель реализуется на площадках индустриальных и промышленных парков, испытывающих затруднения с наращиванием мощности из сети общего пользования. Создание центров питания на базе распределенной генерации в модели АЭК для таких объектов во многих случаях является экономически и технологически более оправданным инвестиционным проектом по сравнению со строительством сетевой инфраструктуры или собственной генерации, работающей в изолированном режиме. Такие проекты, реализуемые в форме нормативного эксперимента с льготными условиями и с использованием широких мер поддержки, создают уникальные возможности для энергоинвесторов.

Результаты

В результате создания АЭК все стороны оказываются в выигрыше (модель win-win). Ключевыми полезными эффектами являются:

Для промышленных потребителей электроэнергии:

  • сокращение затрат на электроэнергию – до 30%;
  • повышение энергоответственности потребления;
  • повышение качества электроснабжения;
  • доступ к дополнительным сервисам в области энергообеспечения.

Для розничных производителей электроэнергии:

  • рост КИУМ – на 15 и более процентов;
  • рост доходности производства электроэнергии1 – на 15 и более процентов;
  • увеличение межремонтного интервала – на 10 и более процентов.

Для управляющих промышленными площадками (индустриальными парками):

  • снижение затрат на создание и развитие энергетической инфраструктуры1 – на  20 и более процентов;
  • появление нового источника дохода;
  • повышение привлекательности площадки для новых резидентов.

Для энергоинвесторов:

  • возможность реализации проектов по созданию энергоцентров с высокой доходностью и низкими рисками – типовой IRR – 20 и более процентов.

Для сетевых компаний:

  • появление дополнительного полезного отпуска в дефицитных энергоузлах без дополнительных капитальных затрат;
  • повышение коэффициента загрузки сетевого оборудования.

АЭК вчера, сегодня, завтра

Концепция активных энергетических комплексов промышленного типа разработана совместно АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)» и АО «СО ЕЭС». В июле 2018 года Концепция одобрена Рабочей группой по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») НТИ «Энерджинет».

В октябре 2018 года Минэнерго России разместило на федеральном портале проектов нормативных актов (regulation.gov.ru) проект постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по созданию и развитию активных энергетических комплексов. Проект прошел общественное обсуждение, по итогам которого претерпел существенные изменения. Новый вариант проекта постановления, в котором учтены замечания, полученные в ходе общественного обсуждения и многочисленных экспертных сессий, направлен Рабочей группой по совершенствованию законодательства НТИ «Энерджинет» в Минэнерго России в декабре 2018 года. Минэнерго подготавливает документ к внесению в Аппарат Правительства.

В настоящее время АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)» проводит консультации с пилотными площадками для создания активных энергетических комплексов по модели, предлагаемой в проекте постановления Правительства РФ. Одновременно с этим разрабатывается проект нормативного акта, устанавливающего технические требования к различным аспектам функционирования активных энергетических комплексов.

Эксперимент на пилотных площадках продлится до конца 2021 года. После апробации технологических, нормативных и организационных решений на базе пилотных площадок к середине 2022 года будут подготовлены изменения нормативных правовых актов (с учетом результатов эксперимента), позволяющие полностью институализировать модель.

Порядок запуска пилотного проекта

Для получения статуса пилотного проекта АЭК потенциальная пилотная площадка проверяется на соответствие следующим критериям:

  1. Установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии составляет менее 25 МВт; в отношении такого объекта на ОРЭМ не зарегистрированы группы точек поставки.
  2. Непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации имеет либо объект по производству электрической энергии (электростанция), либо энергопринимающие устройства, имеющие электрические связи с таким объектом по производству электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие сетевой организации.
  3. Коммерческий учет, регулирование производства и потребления электрической энергии (мощности) осуществляются с применением управляемого интеллектуального соединения.
  4. В составе активного энергетического комплекса отсутствуют потребители электрической энергии, относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также потребители электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В случае соответствия указанным критериям владелец площадки или иное заинтересованное и уполномоченное лицо направляет заявку на участие в эксперименте. Заявки рассматриваются и одобряются Министерством энергетики РФ. После одобрения заявки могут выполняться инвестиционные мероприятия по установке оборудования и программного обеспечения для функционирования активного энергетического комплекса. Подписание акта ввода в эксплуатацию такого оборудования дает старт переходу но новую модель расчетов.

Число заявок на участие в эксперименте ограничено: может быть одобрено не более 2 заявок от одного субъекта Российской Федерации, а суммарная электрическая нагрузка всех пилотных активных энергетических комплексов не может превышать 250 МВт.

«Перечень информации для индикативной оценки целесообразности реализации проекта создания АЭК на базе вновь вводимых/строящихся промышленных парков и промышленных зон (greenfield площадки)»

«Перечень информации для индикативной оценки целесообразности реализации проекта создания АЭК на базе существующих промышленных парков и промышленных зон (brownfield площадки)».

Контакты

Обращайтесь ко мне по любым вопросам участия в пилотном проекте, а также за дополнительной информацией по тематике активных энергетических комплексов.

Синельников Алексей Михайлович,
Директор по распределенной энергетике АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)»,
+7 (499) 788-17-49, sinelnikov-am@so-ups.ru


1 По сравнению с существующими условиями

Интернет приемная
Здесь Вы можете обратиться с вашим вопросом непосредственно к руководству компании

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Мы ответим Вам на указанный Email адресс в ближайшее время